Портфолио

О Т З Ы В

Доктора искусствоведения,

Главного научного сотрудника ВНИИ технической Эстетики, профессора

Вильяма Ивановича Пузанова

 

на автореферат диссертации Коробцевой Надежды Алексеевны на тему: «Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды», представленной на соискание ученой степени доктора технических наук

по специальности 05.19.04 – «Технология швейных изделий»

 

Диссертация Н.А. Коробцевой – единственное в своем роде отечественное исследование, которое впервые представляет деятелям легкой промышленности в солидно теоретико-методологическом освещении явление, которое надо было заметить несколько десятилетий назад, но которое немалыми усилиями диссертанта демонстрируется только сейчас. Потребитель давно уже не покупает более-менее совершенные и качественные предметы одежды, он стремится быть хорошо одетым, сам формирует свой костюм, применительно к разного рода моделям жизни, вкусам, событиям и т.д. Действует мощный субъективный процесс, который диссертант определяет как импрессивный, который деятели отечественной легкой промышленности почти что не замечают, тогда как деятели иностранных Домов и компаний используют вовсю, и не на пользу нам.

Соискатель приводит показатель 33%, характеризующий весомость впечатления в структуре факторов, определяющих готовность потребителя приобрести тот или иной предмет одежды. Этот фактор принадлежит личности покупателя и, казалось бы, не подлежит сколько-нибудь строгому определению и нормированию, практикам ничего не остается, как следовать искусствоведческим (псевдоискусствоведческим) установкам и суждениям модельеров, композиторов, стилистов и т.п., которые не воспринимаются профессионалами промышленности. Соискатель отдает предпочтение установкам и суждениям, определяющим впечатление в контексте технических наук с их рациональностью, коммуникативностью и эффективностью. По существу, диссертант предлагает изменить структуру информационно-коммуникативных процессов в швейной технологии, дополнить объективные составляющие субъективными ноу-хау (33% - доля ноу-хау в формировании потребительского качества изделий швейной промышленности). Приводятся данные, в соответствии с которыми импрессивный подход сокращает время поисковых операций в ручном режиме на 10%, в автоматизированном в 30-40 раз (предполагаю, что по мере реализации научных результатов диссертации первая цифра увеличится во много раз, вторая – еще несколько увеличится, поскольку человек, основываясь на восприятии, действует прицельно, без перебора большого количества «мертвых» вариантов, а электроника только этим и занимается).

По существу, диссертант определила в контексте импрессивности некоторый общий подход к формированию профессионализма работников легкой промышленности, при котором все они, дизайнеры, конструкторы, технологи, материаловеды, менеджеры, маркетеры и др. становятся носителями общих профессиональных установок, все понимают в некотором общем ключе и взаимодействуют почти что в естественном режиме, как это имеет место в Вузах, Домах Моды, швейных компаниях развитых стран, где актуальные впечатления генерируют главным дизайнером (арт-директором, креативным директором и т.п.) и транслируются по всей организационно-управлнческой, кадровой и технологической системе без заметных деформаций и искажений, и одна и та же продукция в течение длительного времени воспринимается вполне идентично.

Научные результаты диссертации Н.А. Коробцевой позволяют понять существо процессов на ведущих фирмах Запада, в том числе Италии. Для автора отзыва долгое время оставалась загадкой история успеха женского пальто мод. 101801 фирмы «Макс Мара», которое без каких-либо изменений выпускается более 20 лет (с 1982 г.) и сохраняет абсолютное производственное и потребительское качество, абсолютную эстетику (всего выпущено несколько более 100 тыс. изделий этой модели). Имя дизайнера долго время было «засекречено» (только недавно стало известно: Анн-Мари Беретта), а устойчивость качества объяснить никакими технологическими дисциплинами, стандартами, маркетингом и проч. Беретта была ( в ту пору она занимала должность арт-диретора фирмы) как раз генератором и транслятором устойчивых впечатлений, которые действуют и поныне. И вообще, на фирме « Макс Мара» действует чисто логический принцип,  в соответствии с которым успех компании не должен зависеть от интеллекта, настроения или музы профессионала, пусть и безмерно талантливого. Такое ощущение, что фирма «Макс Мара» использует теоретико-методологические установки Н.А. Коробцевой - не потому, что позаимствовала, но потому, что натолкнулась на что-то подобное в поисках «рецепта успеха». Мы могли бы использовать опыт фирмы «Макс Мара», но, во-первых, ноу-хау импрессивного подхода так просто не передются, да и не захочет «Макс Мара» способствовать усилению будущих конкурентов, и , во-вторых, у нас своя импрессивная школа, которая создана на российской почве и соответствует менталитету россиян.

Диссертация Н.А. Коробцевой дает швейной промышленности возможность формировать свои рыночные позиции не в бесконечной погоне за «кутюрными» скороспелками, а в процессе формирования персонала с понятными и управляемыми (самоуправляемыми) впечатлениями, благодаря которым наши разработчики, производственники, торговцы и потребители будут некоторым целым… Потому диссертацию Н.А. Коробцевой необходимо рассматривать как новую и чрезвычайно актуальную научную работу, которая прошла эффективную теоретико-методологическую и производственно-практическую апробацию, соответствует требованиям ВАК, а диссертант заслуживает присвоения ученой степени доктора технических наук по специальности 05.19.04 – «Технология швейных изделий».

 

Проф., докт. Искусствовед.                                         В.И. Пузанов

 

 

 

Проф., доктор психолог. наук Курек Н.С.

О Т З Ы В

на диссертационную работу Коробцевой Надежды Алексеевны

«Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды».

 

Работа посвящена теоретико-методологической разработке импрессивного подхода в области проектирования и производства одежды.

В современных условиях разнообразия и изобилия рынка одежды все большее значение приобретает совершенствование подходов и методов исследования одежды с целью завоевания рынка товаров, а так же борьбы с мощной конкуренцией. Чрезвычайно актуальным является развитие подходов с использованием теоретико-методологических основ общей психологии, ее составляющих, психологии восприятия. Восприятие одежды  часто определяет предпочтения покупателя в одежде, определяет ее выбор. 

Методология современной психологической науки в целом уже применяется в ряде прикладных областей при создании товаров для человека. Известен опыт эффективных прикладных психологических исследований одежды за рубежом.

Актуально и своевременно в работе проведено выделение области впечатления от одежды, разработан теоретико-методо­логический аппарат количественной и качественной оценки впечатления как новой научной парадигмы импрессивного подхода к проектированию одежды.

При формировании теории, концепции и методологии, автор обращается к теории и методологии психофизической науки (работам многочисленных психологов: Фехнера Дж., Стивенса С.С., Бардина К.В., Забродина Ю.М., Измайлова Ч.А., Соколова Е.Н., Ратановой Т.М. и др.).

Научная новизна работы заключена в разработке теории и концепции основ импрессивного подхода в проектировании. Автором выделена импрессивная составляющая, введено понятие ее элементарной единицы. Убеждает и научная дефиниция импрессивного подхода. С точки зрения психологии, адекватно и квалифицированно проведена разработка понятийного аппарата этого молодого направления, определена элементарная единица впечатления контура одежды (конструкции, деталей, формы) как специфичного объекта восприятия.  Автором правильно обоснована психофизическая техника в качестве методологической основы измерения элементарной единицы впечатления (ЭЕВ).

Интересным и весьма теоретически значимым нам кажется теоретико-аналитическое обобщение автором тенденций теории и практики проектирования в русле технологий учета впечатления, основываясь как на зарубежный, так и на отечественный опыт исследований.

Теоретически значимо и интересно для психологов является определение области психофизики одежды, вне сомнений, имеющей большое отраслевое значение.

В работе содержится и эмпирическая новизна, заключенная в собственных прикладных психофизических исследованиях конструкций швейных изделий мужской и женской одежды; измерении ЭЕВ одежды; а так же в предложении логически стройной технологии  учета впечатления в проектировании на основе психофизического исследования.

Практическая значимость работы нам видится в том, что автором впервые определены ЭЕВ от изменений конструктивных участков для ряда точек и разработаны практические рекомендации по их применению путем адекватного психофизического исследования разностных порогов зрительного восприятия при изменении контура конструкции мужской и женской одежды.

Представленный в работе Коробцевой Н.А. импрессивный подход является перспективным и очень молодым научно-прикладным направлением швейной отрасли, развитие которого вносит как нам видится существенный вклад в развитие теоретико-методологических основ проектирования одежды в целом на базе квалифицированного использования психологической науки. 

 

 

Профессор, доктор психолог. наук.

Курек Н.С.

Ото всех бед и напастий

 

Матушка Божия, пресвятая богородица

Где спала, где ночевала?

В церкви, Соборе у Христа на Престоле

 

Что Тебе снилось?

Снился Мне сон грядущий

Будто бы Я пелены пеленала

Пелены свивала

В реке Еруани, в реке Иордани

Стоял Крест кипарисовый

На Кресте Христа распинали

В руки, ноги гвозди прибивали

услышала Матушка Божия,

Заплакала, зарыдала

Сын! Ты мой Сын возлюбленный

Где Ты Сын рождался

Иисусом нарекался

Невинную смерть принимаешь.

Святую кровь проливаешь

Не плачь, Матушка Божия

Я на третий день воскресну

и поставлю Свой Лик

На иконе, в Церкви, Соборе

У Христа на престоле.

Кто эту молитву будет

три раза в день читать, того Господь спасет

ото всех бед и напастий:

от воды, потопа

от вострой сабли

от стрелы летящей, от пули

убивающей, от огня пылающего,

от меча. От ползучего змея,

от лютого зверя, от лютого лиходея, от злодея.

От колдуна, кодуницы, от вертуна, вертуницы,

смертоносной язвы. От злого человека, от лихого человека.

От лихого глаза, нехорошего глаза, от сглазу.

Аминь, Аминь, Аминь.  

 

Господи, Иисус Христос, Сын Божий, огради нас святыми твоими, Ангелами и молитвами.

О всепречистая наша Богородице и Присная Дева Мария.

Силой Честнаго Животворящего Креста Святого, Архистрастнаго Михаила со своими Небесными Силами. Святаго Предтеча Крестителя Господня Иоанна Крестителя - Николая Великого Чудотворча и преподобного Серафима Саровского Чудотворча и Святителя Питирима Тамбовского Чудотворча, Радонежского Сергия, Исцелителя Пантелеймония, Святаго Мученича Вонифатия и Святителя Алексея, Святых Праведных Богаотец Иокима, Анну и всех святых Твоих.

Избави нас рабов твоих Рабу Божью Надежду от всех наветов вражим.

От всякого зла, колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых ненавидящих меня человек.

Да невозмогут они причинить мне никакого зла.

Господи, святом Твоего сияния, сохранил меня наутор, на день, на вечер и на сон грядущий. И Силою благодати Твоею отврати и удоли от меня всякие злые напасти по напущению диявола. Яко есть Царство и Сила.

Слава Отцу и Сыну

 и Святому Духу,

ныне и присно и во веки веков.

Аминь.